Культурная жизнь и культурная политика

Дима Карцев

Государство снова активно вмешивается в культурную и художественную жизнь. Однако благодаря отсутствию единых идейных установок и опыту свободы предшествующего постсоветского периода в России сохраняется культурное разнообразие и возможности самовыражения в культурной сфере.

Мария Липман

От редактора


Юлия Бедерова

Искусство сложности капитулирует перед государством простоты

Российская культурная ситуация в академической музыке и музыкальном театре замораживается на неопределенный срок в неопределенном положении


Анна Толстова

Выставочная жизнь 2000-х и 2010-х:
поверх цензурных барьеров

Несмотря на все преследования, авангард берет реванш: в современном информационном обществе искусство старых форм неизбежно проигрывает искусству новых медиа


Марина Давыдова

«Неконвенциональный театральный язык становится главным предметом гонений» 

В последние годы российская власть сделала ставку на те консервативные тенденции, которые ранее возникли в самой театральной среде


Александр Горбачев

«Россия, не рви душу в клочья:
я такой же, как ты»

Мейнстрим российского хип-хопа взаимодействует с политикой через принципиальный отказ от нее, сознательное отчуждение себя от социальной и новостной повестки, отношение к государству как к чему-то сугубо внешнему


Глеб Напреенко

Как современный российский режим использует идеологемы либерализма

Хотя нынешняя власть всячески осуждает и дискредитирует 1990-е годы как время либерального хаоса, она вынуждена признавать и свою генетическую связь с этим периодом


Мария Липман, Николай Петров

2015: Завершение перехода от «мягкого авторитаризма» к более жесткому

Дальнейшее выживание созданной Путиным политической системы зависит от способности Кремля сдерживать внутриэлитные конфликты и, хотя бы отчасти, управлять ими — что невозможно без развитых институтов